В феврале 2025 года АНО Центром развития возможностей «Лестница» проведен опрос родителей подростков. Всего опрошено 80 участников сообщества многодетных семей из АНО "Центр поддержки семьи и материнства "Объединение мать".
Тема опроса: "Интересы и предпочтения подростков из многодетных семей небольшого города в дополнительном образовании глазами родителей".

По мнению родителей, наибольший интерес у их детей вызывают спорт и технологии «будущего» (более 40% каждая из сфер). Интерес к развитию «мягких навыков» также довольно высок – о нем упоминает каждый третий опрошенный, а значит многие подростки осознают значимость «прокачки» своих коммуникативных и лидерских качеств. Искусство и психология занимают средние позиции по популярности. А вот наукой, работой с текстами и изучением иностранных языков, по убеждению родителей, современные подростки увлечены менее всего.

Тем не менее, на текущий момент подростки чаще других посещают именно занятия по искусству и иностранным языкам (34% и 29% соответственно). Хотя абсолютным лидером в топе посещаемых направлений все же остается спорт – его выбрали для посещения дети 60% респондентов. Очевидно, что причина такого выбора – устоявшиеся в обществе социальные нормы, предполагающие, что именно через развитие этих сфер формируется гармоничная личность. Искусство и иностранные языки часто воспринимаются как важные для культурного и интеллектуального развития, а спорт – как способ поддержания здоровья и физической формы.
Чуть менее распространены занятия информационными технологиями (22,5%), которые воспринимаются родителями и подростками в качестве «билета» в высокотехнологичное будущее и гарантии более широких карьерных возможностей в перспективе.
Развитием же «мягких навыков», которым, напомним, интересуются более 30% подростков, в данный момент занимаются только 6%. Это направление имеет наибольший потенциал развития.

Осознают сложившийся разрыв между интересами подростков и реальными занятиями, которые они посещают, и сами родители, поэтому возникает запрос на уроки психологии и личностного роста (26%) и развитие «мягких навыков» (17,5%) – эти направления стали самыми популярными.
Примечательно, что в ситуации выбора между направлениями очень популярные в подростковой среде спорт и технологии уступают запросам на личностное развитие (12% и 10% соответственно).
Наименее конкурентоспособными в этом перечне оказываются наука (7%) и словесное творчество (5%).

К моменту достижения подросткового возраста более 90% детей уже имеют опыт посещения дополнительных занятий. Но лишь каждый пятый родитель может утверждать, что остался полностью удовлетворен ими.
Чаще всего улучшений ждут родители, чьи дети в числе других посещают занятия по технологиям, науке и искусству.

68% родителей предпочли бы смешанный формат занятий, в котором их дети могут получить и социализацию, и проявить себя в индивидуальных проектах.

Традиционно наиболее востребованы занятия не чаще двух раз в неделю. И хотя у родителей есть понимание, что погружение в сферу/предмет происходит лучше при увеличении частоты занятий, чрезвычайная загруженность современных подростков позволит 41% из них заниматься только раз в неделю. Дважды готовы посещать занятия дети 45% опрошенных.

Тот же загруженный образ жизни подростков влияет и на то, что наиболее удобным временем для занятий в 62% оказывается вечер. А удобными днями – выходные (суббота 62,5% и воскресенье 46,3%). Причем как раз в выходные у большинства есть возможность выбрать любой временной слот, а утро будней исключают практически все.
49% готовы посещать занятия в дневное время.
При выборе удобных для занятий будних дней чаще всего родители ориентируются на уже существующую занятость детей на других занятиях. Поэтому в результате мы получаем примерно равное распределение интереса к большей части будней – по 21% респондентов выбрали понедельник, вторник и четверг и 25% - среду. Ненамного больше подростков готовы заниматься по пятницам – всего 27,5%.

Для родителей практически одинаково важны все возможные эффекты, которые подросток может получить, выбирая различные направления дополнительного образования. Для повышения уровня знаний в соответствующей сфере, развития начальных профнавыков и просто в качестве хобби по мнению 45%-46% родителей их дети и посещают доп занятия. И лишь немного уступает им мотив социализации – этого от занятий ждут 36% опрошенных.
Интересно распределение ожидаемых эффектов в зависимости от выбранного приоритетным направления. Так повышение уровня знаний приоритетней для таких сфер как иностранный язык (70%), наука (67%), технологии (63%). Ради развлечения и для хобби подростки ходят на занятия искусством (87%), спортом (70%) и по развитию «мягких навыков» (53%). Впрочем, последнее направление в 43% случаев рассматривается как занятие с целью развития начальных проф. навыков.
Интересно сочетание ожиданий от занятий по психологии. 52% родителей ждут от них повышения уровня знаний, 57% – социализации своего подростка и по 43% получают развлечения и хобби и развитие начальных профнавыков.

Родители предпочли бы, чтобы занятия включали в себя больше практически ориентированных и профориентационных составляющих: практические мастер-классы (72%), выезды на предприятия (67%), общее знакомство с разными профессиями (66%).
Присутствуют и ожидания включения нестандартных образовательных форм – проектной работы (51%), геймификации (46%). Также для 43% родителей важно участие их детей в профильных конкурсах и соревнованиях.

Участвующее в опросе родительское сообщество изначально проактивно настроено и готово лично включаться в образовательный процесс на разных его этапах, – сообщает аналитик центра "Лестница" Елена Брейтенбихер.
Три четверти опрошенных (76%) готовы постоянно контролировать движение своего ребенка по образовательной траектории, давая формализованную обратную связь через заполнение опросника после каждого занятия.
Также востребованными оказались форматы совместных мероприятий. Дни открытых дверей, совместные выезды и родительские собрания 60% родителей готовы посещать время от времени, еще 35% предлагают свое активное участие.


Несмотря на то, что дополнительные занятия подростков родители не всегда ставят во главу угла, для подавляющего большинства из них (97%) важно не только обеспечить включение ребенка в процесс развития по выбранному направлению, но и подтверждение его индивидуальных достижений в этом развитии. Для более половины опрошенных это особенно важно.

Автор исследования: аналитик АНО Центр развития возможностей «Лестница» Елена Брейтенбихер.

У вас НКО или вы работаете с подростками в небольшом городе? Поможем провести опрос для Вашей аудитории, напишите нам на info@lesnticav.ru или в телеграм @anolestnicav
Нажмите, если нужно перейти на сайт Лестницы